В журнале "Литература в школе" ( №11 за 2010г.) я нашла статью учителя гимназии №184 из Нижнего Новгорода Т.В.Учуватовой "Десять дней одной книги". В статье представлен опыт работы с конкретным текстом :совместное прочтение,эмоциональное переживание и осмысление романа Джона Бойна "Мальчик в полосатой пижаме", о создании в школе единого читательского пространства, когда на всех уроках литературы ( с пятого по десятый класс) в течение недели читается и обсуждается одна книга - роман Д.Бойна.
Трудно было отыскать такую книгу, которая была бы одинаково интересна как десятилетним, так и пятнадцатилетним читателям. Такой счастливой книгой и стал роман ирландского писателя.
Сюжет романа прост. Девятилетний немецкий мальчик Бруно вынужден переехать со своей семьей в местечко, название которого он не выговаривает ( произносит Аж-Высь), потому что его отца назначили местным комендантом. Из окна своей комнаты ребенок видит только ограду из колючей проволоки, за ней - длинные строения, здания с печными трубами и людей в полосатых пижамах. Исследуя новое место, Бруно познакомился и подружился с ровесником Шмуэлем, мальчиком за колючей проволокой. Желая помочь другу найти пропавшего отца, Бруно перелез через ограду и надел полосатую пижаму. Роман заканчивается тем, что оба мальчика под конвоем солдат вместе с толпой оказались в "длинном помещении, где было на удивление тепло", и за ними закрылась входная дверь с протяжным металлическим скрежетом. Основное действие романа заканчивается фразой:"С тех пор Бруно пропал".
Учителя литературы решили провести в гимназии акцию "Десять дней одной книги". Каждый преподаватель использовал свои приемы и методы для прочтения и осмысления книги на уроках.
В результате проведенной акции образовательное пространство гимназии стало общей эмоциональной и интеллектуальной средой: судьба героев романа никого не оставила равнодушным и обсуждалась за стенами классов.
После прочтения книги состоялась общешкольная конференция, названная "На пересечении времени и вечности". В ней приняли участие представители 6-10 классов.Задача конференции - новое осмысление прочитанного романа и его проекция на современность, включая жизнь самих детей.
Совместное чтение позволяет ненавязчиво формировать систему отношений детей к миру, их нравственные представления, мировоззрение.
Краткий вариант статьи Учуватовой Т.В. "Десять дней одной книги"// Лит. в школе.-2010.-№11.-с.28-29
Комментариев нет:
Отправить комментарий