Цель игры – на примере конкретного произведения путем заданий, активизирующих самостоятельную мысль подростков и побуждающих к проникновенному, углубленному восприятию прочитанного текста, возбудить и проявить творческое сознание читателей.
Игра организована в виде путешествия по одному маршруту. Каждая остановка маршрута – это проверка того или иного качества восприятия по критериям, соответствующим природе чтения художественной литературы как виду творчества.
Маршрут путешествия начинается с "Залива созерцания"
1. Залив созерцания (проверка образного мышления ребенка)
Как представляет ребенок тот или иной эпизод?
Какие картины предстают перед его глазами? Какие звуки? Какие запахи? Что и как бы он нарисовал, если бы был художником?
2. Бухта радости и светлой печали (проверка эмоционального резонанса читателя)
Какой момент в книге показался наиболее светлым и радостным? Что вызвало улыбку или смех? Какой момент заставил загрустить?
3. Мыс проникновения (проверка способности читателя проникать во внутренний мир персонажа и авторский подтекст)
Объясните, почему персонаж действовал так, а не иначе, почему у него возникли такие мысли и чувства, а не другие? Что скрыто за словами персонажа? Каким вам видится автор этого произведения? Как он относится к своим персонажам? Разделяете ли вы его отношение?
4. Айсберг (проверка умения читателя чувствовать подтекст произведения)
Есть ли какой-нибудь тайный смысл, скрытый в этом произведении, о чем автор не говорит открытым текстом, но дает понять всем повествованием в целом? Выскажите свои соображения.
5. Утес творчества и фантазий (проверка фантазии читателя)
Каким вы представляете будущее героев? Как, по вашему мнению, сложатся их судьбы?
6. Бухта важных мелочей (проверка тонкости восприятия, умения истолковывать мелочи и детали)
Обратили ли вы внимание на такую подробность? Что она означает? О чем говорит? Какое отношение имеет к герою? Как вы можете объяснить то или иное слово?
7. Пролив воспоминаний (проверка ассоциативного мышления читателя)
Бывала ли в вашей жизни или в жизни ваших близких история, похожая на эту? О чем напомнила вам книга? Может быть, подобная история или герой знакомы вам по фильмам или другим книгам? С чем увязалась в вашей памяти эта книга?
8. Риф самопознания (проверка способности перенести читаемое на себя).
Если бы вам пришлось играть это произведение на сцене, какую бы роль для себя вы выбрали? Чем она близка вам? Нет ли в персонаже чего-либо созвучного вашей душе? В чем сходство или различие?
9. Земля сущности (проверка способности целостного восприятия произведения).
О чем же это произведение? Почему оно так названо? Чем эта книга отличается от всех остальных? В чем ее глубинный смысл и ее оригинальность?
По результатам:
Возможные номинации : читатель-фантазер, читатель-психолог, читатель-мыслитель и др.
И.И.Тихомирова
Комментариев нет:
Отправить комментарий