четверг, 23 сентября 2010 г.

Соблазнять чтением хороших книг.

В  журнале "Школьный библиотека"(№5 за 2010г.) опубликована статья к.п.н., доцента Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств И.И.Тихомировой "Соблазнять чтением хороших книг". Позволю привести некоторые выдержки их этой статьи:
   "На недавней конференции "Чтение: программы поддержки и развития", состоявшейся в РНБ, некоторые участники коснулись качества читаемой литературы. Приводились примеры низкопробных произведений, которые противопоставлялись полноценной литературе, классике. И.А.Романова, сотрудник Британского совета из Москвы, в своем сообщении рассказала, что в отличие от России в Великобритании литературу не делят на хорошую и плохую. В ней, в зависимости от рейтинга, выделяют популярную и непопулярную литературу. Хорошими книгами считаются любимые большинством читателей.

   Если исходить из высказанной позиции, то книга английской писательницы Ролинг "Гарри Поттер" в рейтинге популярности занимает первое место. Свидетельством тому является раскупленные миллионные тиражи этой книги. Издатели из "Росмен", выпускающие эти книги, считают, что именно она усадила нынешних детей за чтение, разрешила неразрешимую проблему детского читательского негативизма, называемую в России кризисом детского чтения. А что касается негативного результата, то издатели отсылают читателей в Центр реабилитации лиц, пострадавших от оккультизма.
   Может ли нас удовлетворить такое решение проблемы детского чтения?
   В этой связи вспоминается мне такой факт. Бывший президент США Клинтон в одно из посещений России побывал в нашей школе. Он спросил первоклассников, зачем они хотят научиться читать. Один из них ответил:"Чтобы читать Пушкина". Президент удивился и сказал, что если бы американскому школьнику задали такой вопрос, он бы ответил: "Чтобы читать факсы". Читать Пушкина и читать факсы - это не одно и то же. Чтобы читать факсы, особого умения не требуется, нужно лишь освоить элементарную технику чтения и суметь принимать поступившую информацию. Это чисто деловая, прагматическая деятельность. К Пушкину человек идет всю жизнь, так и не проникнув до конца в мудрость его поэзии. Эта деятельность духовная, эмоциональная, мыслительная. Она требует всей полноты человеческого ума и сердца, определенной высоты его отношения к миру. Она не возможна без творческого соучастия и общения с автором, без работы самосознания, без соотнесения читаемого с опытом реальной жизни.
   Школьник, выросший на произведениях о Гарри Поттере, может так и не подойти к Пушкину. А вот факсы читать он сумеет. Для чтения факсов качество литературного материала не имеет значения., был бы текст, несущий информацию, и определенный навык ее смыслового восприятия. Десять-пятнадцать лет назад деловые страны Запада столкнулись с явлением функциональной неграмотности населения, которое трактовалось как неумение человека выполнять свою производственную функцию, связанную с чтением текстов. Встала задача любой ценой поднимать престиж чтения, тренировать его навык. Возможно, именно эта прагматическая задача и определила профессиональные ориентации библиотекарей и издателей на чтение, безотносительно к художественной и социальной ценности литературных произведений.
   Что касается России, здесь другие традиции. Они были выражены еще Ушинским, который утверждал: "Читать - это еще ничего не значит. Что читать и как читать - вот суть вопроса" Еще более определенно о качественной стороне чтения говорил Белинский. По его мнению, читать дурно выбранные книги хуже и вреднее, чес ничего не читать. В России критериями оценки литературы всегда была ее социальная, нравственная, духовная значимость произведения...
   ...В наши дни на почве бездуховности пышным цветом расцвела литература, несущая в себе пропаганду насилия, страха, принижения традиционных ценностей. Появились писатели, оскверняющие язык, отечественные святыни, отрицающие нравственные законы. В детской литературе сплошным потоком пошли увеселительные книги, так называемые "забавки" . Эта литература в силу ее привлекательности, часто заостренной интриги обладает суггестивной (внушаемой) способностью дегуманизировать сознание читателя, рождать в нем агрессивные наклонности, культ потребительства и эгоцентризма. Ограничив свой репертуар чтения такой литературой,  соединив его в своем сознании с сайтами насилия в Интернате, человек незаметно для себя начинает считать нормой человеческих отношений безнравственность, жестокость, равнодушие к чужим страданиям.
   ...Чувство нетерпимости к засилью вредоносной разрушающей личность литературе особенно обострилось в связи с атакой терроризма на нашу страну. Многие обеспокоены, как спасти растущее поколение, чтобы оно не пополнило ряды бандитов. Вот почему насущной социальной задачей стала гуманизация подрастающего поколения, которая напрямую увязывается с чтением "экологически чистого" искусства слова.
   Кто же "соблазняет" чтением  хороших книг нашу молодежь? Кто берет на себя эту задачу? Кому по силам ее выполнить?
   Скорей всего предположить, что эту задачу у нас выполняет школа. Стоит перелистать учебники по чтению в начальных классах и по литературе в основном  звене, чтобы убедиться: в них включены лучшие произведения отечественной и мировой литературы. И  если бы не школа, то, возможно, со многими произведениями из разряда классических люди никогда бы не познакомились. Да,  хорошо, что эти и другие выдающиеся писатели изучаются, но читаются ли? Соблазняют ли их читать учителя-словесники?   Не об этом ли сейчас начинают они дискуссию в журнале "Литература в школе", полагая, что преподавание литературы зашло в тупик, ибо не выполняет своей основной задачи - привлечения детей к чтению великих произведений... Увы, школьное преподавание литературы не стало мотивом, побуждающим юношество к чтению великих книг.
  Вместе с тем исследование показало, что урок литературы и сама литература в оценке детей не совпадают. Если уроки за редким исключением воспринимают негативно, то саму изучаемую литературу 60% респондентов считают актуальной и для нашего времени. Мы решаем, говорят они, те же проблемы, что когда-то решали герои классической литературы.  Важно отметить, что, сравнивая хрестоматийных героев с нынешними, реальными людьми и с собой, молодежь  узнает  среди них и Чичикова, и Печорина, Наташу Ростову и Татьяну Ларину, Лопахина и Раскольникова, Дубровского и Бориса Годунова. Эти типы и характеры людей на все времена. Социальная и психологическая идентификация молодежи с героями великих произведений, способность сопереживать им, ярко проявившая себя в исследовании, позволяет говорить о том, что великая сила классической литературы - не блеф, а реальность.
   Если школа не соблазняет чтением  хороших книг, то, может быть, это делают издательства? К сожалению, издательства, руководствуясь законами рыночной экономики, предпочитают издавать не хорошую литературу, а массовый ширпотреб. Именно этой литературой они и соблазняют читателя, и прежде всего, детей, упаковывая ее в яркие обложки...
  Как обстоит дело с журнальным чтением? Толстые литературные  журналы умирают, критика бездействует и не пропагандирует читающей публике лучшие книги, не ориентирует их в книжном потоке. Тоже самое происходит и с детскими литературными журналами. Дети перестали их читать. Нынешние подростки читают журналы, которые им методично навязываются с витрин журнальных киосков: "Молоток", "Кул", "Все звезды". Подростковая периодика не подвергается никакой нравственной цензуре.
   Если говорить о роли радио, телевидения в рекомендации лучшей литературы взрослым и детям, то за редким исключением, они устранились от выполнения этой задачи и не влияют на книжный рынок. На телевидении изредка эта тема возникает на канале "Культура".
  А как современная библиотека справляется с этой задачей?  Настоящий библиотекарь - это просветитель, ценитель подлинной литературы, человек, способный "заразить" своим отношением к литературе других людей и дать им вектор на духовное возвышение. Однако надо прямо сказать, что эта традиционная миссия библиотекаря в последние годы была подвергнута отрицанию. Свобода, не ограниченная культурой, обернулась против просветительной функции библиотекаря. Она превратила его в простого выдавальщика книг по требованию посетителя. Сейчас, приходя в библиотеку, человек на самых видных полках видел не  Пушкина и Гоголя, не Чехова и Толстого, не Шекспира и Стендаля, а детективы, боевики и триллеры. Низкий вкус читателя стал провозглашаться священным правом личности. Вместо того, чтобы поднимать культуру чтения своих посетителей, библиотека стала плестись в хвосте у любителей низкопробных произведений.
  Надо отдать должное детским библиотекарям страны. Именно они, видя, как обесценивается важнейшая предпосылка возрождения России - детское чтение, первыми в 2000 году забили тревогу в его защиту и поддержку Акции, конгрессы, фестивали, посвященные поднятию престижа чтения в стране - сдвинули проблему детского чтения, а с ним вместе и проблему чтения в России в целом. В печати появились статьи о просветительной миссии библиотек. Стали возникать центры поддержки чтения во многих городах. Оживилась рекомендательная библиография. Заметным явлением в этой области стало трехтомное издание "Писатели нашего детства", созданное специалистами РГДБ. Их усилиями в сети Интернет создается "Библиогид" - путеводитель в мире книг, издаваемых для детей. В издательстве РНБ в 2000 году выпущена уникальная энциклопедия для родителей "Что и как читать вашему ребенку от года до десяти". Большое участие в этой книге приняла ЦГДБ им. А.С.Пушкина, которая одна из первых в стране организовала Городской центр поддержки детского чтения, выпустила пособие "Осчастливить малыша чтением", создала "Мастерскую чтения". В адрес взрослых читателей стал выходить указатель "У книжной полки", издаваемый фондом "Пушкинская библиотека" и ориентирующий читателей в лучшей литературе.
   Многое сделано, делается, но многое и утрачено. Мы должны признать, что в этом плане мы утратили свою самобытность, в то время как в Великобритании разрабатываются многочисленные программы развивающего чтения, цель которых - обогащение и развитие личности средствами книг. А плохими книгами, как известно, этого добиться нельзя.
   Настало время и в нашей стране говорить не  о статусе чтения вообще, а о статусе чтения хороших книг, развивающих духовный мир человека. Предпосылкой к этому является все увеличивающееся с каждым годом число читателей с духовными потребностями, выходящими за рамки массового спроса. Есть основание думать, что эта тенденция будет расти. Решающее слово принадлежит общественному мнению. Именно оно коренным образом может изменить ситуацию с книгоизданием. Книгопродавцы уже сейчас жалуются, что пятая часть тиражей остается нереализованной. Вот когда нереализованными окажутся большинство тиражей низкопробной литературы, когда во весь голос заговорит рекомендательная библиография и литературная критика, ориентирующие людей на чтение добротных книг, тогда, очевидно, можно будет ждать изменения издательской политики в сторону "разумного, доброго, вечного". Тогда и библиотека начнет соблазнять читателей лучшими книгами... Но для этого надо, чтобы и сам читатель поднялся на высоту настоящей литературы, чтобы был "духовной жаждою томим" и стремился к освоению подлинной культуры."
   Краткая версия статьи Тихомировой И.И. из журнала "Школьная библиотека".-2010.-№5.-с.15


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
Related Posts with Thumbnails