среда, 4 января 2017 г.

Традиции семейного чтения

   Семейные традиции чтения – это одно из самых благотворных воспитательных средств, которое не только образовывает детей, но и цементирует подлинно сердечные, дружеские взаимоотношения старших и младших в семье.
   В семьях, где жива традиция чтения, дети читают по-другому. Учителя начальной школы настойчиво убеждают родителей заниматься чтением с детьми каждый день, хотя бы в течение часа. Ссылки на занятность и нехватку времени неуместны, поскольку речь идет о развитии мышления и воображения, без чего невозможно формирование личности. Во многих семьях сегодня поощряется многочасовое пользование средствами массовой информации. В результате у детей все меньше возникает побудительных поводов для развития собственной речи: с телевизором и компьютером не беседуют.
   Книга – самый древний, полезный и проверенный источник информации, носить с собой удобно ( провода не тянутся следом), вредных излучений нет, с друзьями обменяться легко. Но… Современные дети не любят читать. И самый популярный вопрос, задаваемый родителями психологам и учителям литературы: «Как заставить его (её) читать?» Дети тоже жалуются: «Трудно читать, невозможно  сосредоточиться».
   Не надо заставлять ребенка читать насильно, надо, прежде всего, задать себе вопросы: «Когда я последний раз держал (а) книгу в руках?», «Что это была за книга?». Когда в последний раз малыш просил почитать, не отделались ли Вы нажатием кнопки на телевизоре или игровой приставке? Если ответы Вас смутили, самое время поработать над собой, а заодно показать ребенку удовольствие от захватывающего процесса чтения. Пусть дети видят, как Вы читаете с удовольствием. Цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным. Этот пример может стать заразительным для них.
    Детей, которые  не любят, когда им читают, не бывает. Но почему тогда одни дети, научившись читать, продолжают столь приятное маминому сердцу общение с книгой, а другие – нет? Как помочь ребенку полюбить книги? Что можно сделать, чтобы чтение стало для него потребностью, доставляло  удовольствие? Ответ однозначен: будущего читателя необходимо воспитывать, когда он только начинает ходить, когда он познает мир, когда переживает свое первое удивление от соприкосновения с окружающим.
   Ребенок должен чувствовать живой ( неподдельный!)интерес взрослого к чтению, видеть, что мама и папа тоже умеют и любят читать. С ребенком нужно делиться впечатлениями о  прочитатанном.  Необходимо создавать особую обстановку для чтения – уютное место в доме, приятное освещение, тишина, определенное время для чтения.  Предлагая ребенку новую книгу, нужно сообщить что-то интересное об авторе или рассказать интересный момент сюжета, сказав при этом, что остальное он сможет узнать сам. После чтения надо обсудить прочитанное.
   Полезно использовать те познавательные интересы, которые у ребенка развиты. Если он интересуется  техникой, Любит конструировать, читайте  с ним научно-популярную литературу о технике. Если он любит животных, читайте о них.
   Любая деятельность ребенка должна быть для него успешна. Его необходимо хвалить и поощрять, даже если он сегодня прочел всего на две страницы больше, чем вчера. Главное – сравнивать его нужно с самим собой, а не с соседским Мишей!
   Для пробуждения интереса детей к чтению важно сделать правильный выбор произведения, адекватного возрастным потребностям ребенка. Для младшего и среднего возраста характерна тяга  к риску, стремление к независимости, жажда приключений, поиск друзей, с которыми эти приключения возможны. В этой связи наиболее интересными литературными произведениями для подростков могут оказаться произведения авантюрно-приключенческого характера.
   Пробудить интерес подростка к чтению можно и через кинематограф. Ни для кого не секрет, что нынешнее поколение, живущее среди разнообразных средств массовой информации , - это поколение аудиовизуалов. Предлагая  подростку сравнить кинофильм и книгу, можно организовать их индивидуальное или групповое обсуждение.
   Можно попробовать «зацепить» подростка на «крючке» парадокса. Парадоксальные, неожиданные места встречаются практически в любом хорошем литературном произведении, а подростки на них чрезвычайно падки.
   Одновременное чтение взрослым и ребенком одной и той же книги также может поспособствовать повышению интереса к чтению. Нет ничего интереснее, чем обмениваться впечатлениями о прочитанном, спорить, соглашаться и не соглашаться друг с другом.
   Чтобы вернуть культурные ценности семьи, возродить традиции семейного чтения, требуется время, объединение усилий образовательных и культурных учреждений, главное, самих родителей. Интерес к чтению можно развить в любом возрасте, так пусть помощь родителей будет действенной!
   
                      «Образование. Самарский регион».-№10.-2016.-с.8

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
Related Posts with Thumbnails