Семейные традиции чтения – это одно из самых
благотворных воспитательных средств, которое не только образовывает детей, но и
цементирует подлинно сердечные, дружеские взаимоотношения старших и младших в
семье.
В семьях, где жива традиция чтения, дети
читают по-другому. Учителя начальной школы настойчиво убеждают родителей
заниматься чтением с детьми каждый день, хотя бы в течение часа. Ссылки на
занятность и нехватку времени неуместны, поскольку речь идет о развитии
мышления и воображения, без чего невозможно формирование личности. Во многих
семьях сегодня поощряется многочасовое пользование средствами массовой
информации. В результате у детей все меньше возникает побудительных поводов для
развития собственной речи: с телевизором и компьютером не беседуют.
Книга – самый древний, полезный и
проверенный источник информации, носить с собой удобно ( провода не тянутся
следом), вредных излучений нет, с друзьями обменяться легко. Но… Современные
дети не любят читать. И самый популярный вопрос, задаваемый родителями
психологам и учителям литературы: «Как заставить его (её) читать?» Дети тоже
жалуются: «Трудно читать, невозможно
сосредоточиться».
Не надо заставлять ребенка читать насильно,
надо, прежде всего, задать себе вопросы: «Когда я последний раз держал (а)
книгу в руках?», «Что это была за книга?». Когда в последний раз малыш просил
почитать, не отделались ли Вы нажатием кнопки на телевизоре или игровой
приставке? Если ответы Вас смутили, самое время поработать над собой, а заодно
показать ребенку удовольствие от захватывающего процесса чтения. Пусть дети
видят, как Вы читаете с удовольствием. Цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки,
делитесь прочитанным. Этот пример может стать заразительным для них.
Ребенок должен чувствовать живой (
неподдельный!)интерес взрослого к чтению, видеть, что мама и папа тоже умеют и
любят читать. С ребенком нужно делиться впечатлениями о прочитатанном. Необходимо создавать особую обстановку для
чтения – уютное место в доме, приятное освещение, тишина, определенное время
для чтения. Предлагая ребенку новую
книгу, нужно сообщить что-то интересное об авторе или рассказать интересный
момент сюжета, сказав при этом, что остальное он сможет узнать сам. После
чтения надо обсудить прочитанное.
Полезно использовать те познавательные
интересы, которые у ребенка развиты. Если он интересуется техникой, Любит конструировать, читайте с ним научно-популярную литературу о технике.
Если он любит животных, читайте о них.
Любая деятельность ребенка должна быть для
него успешна. Его необходимо хвалить и поощрять, даже если он сегодня прочел
всего на две страницы больше, чем вчера. Главное – сравнивать его нужно с самим
собой, а не с соседским Мишей!
Для пробуждения интереса детей к чтению
важно сделать правильный выбор произведения, адекватного возрастным
потребностям ребенка. Для младшего и среднего возраста характерна тяга к риску, стремление к независимости, жажда
приключений, поиск друзей, с которыми эти приключения возможны. В этой связи
наиболее интересными литературными произведениями для подростков могут
оказаться произведения авантюрно-приключенческого характера.
Пробудить
интерес подростка к чтению можно и через кинематограф. Ни для кого не секрет,
что нынешнее поколение, живущее среди разнообразных средств массовой информации
, - это поколение аудиовизуалов. Предлагая подростку
сравнить кинофильм и книгу, можно организовать их индивидуальное или групповое
обсуждение.
Можно попробовать «зацепить» подростка на
«крючке» парадокса. Парадоксальные, неожиданные места встречаются практически в
любом хорошем литературном произведении, а подростки на них чрезвычайно падки.
Одновременное чтение взрослым и ребенком
одной и той же книги также может поспособствовать повышению интереса к чтению.
Нет ничего интереснее, чем обмениваться впечатлениями о прочитанном, спорить,
соглашаться и не соглашаться друг с другом.
Чтобы вернуть культурные ценности семьи,
возродить традиции семейного чтения, требуется время, объединение усилий
образовательных и культурных учреждений, главное, самих родителей. Интерес к
чтению можно развить в любом возрасте, так пусть помощь родителей будет
действенной!
«Образование. Самарский
регион».-№10.-2016.-с.8
Комментариев нет:
Отправить комментарий